- Требования, аспекты и сущность мониторинга
- Анализ результатов мониторинга
- Методическая работа на основе диагностики
- Анализ деятельности детей разного возраста по образовательным областям
- Выводы и аналитическая справка по результатам мониторинга
- Цели
- Получение информации
- Мониторинг воспитательно-образовательной деятельности
- Меры, мероприятия
Требования, аспекты и сущность мониторинга
Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная
Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:
- за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
- можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
- негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
- развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
- полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.
Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:
- Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
- Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
- Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
- Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.
Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.
Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:
- непрерывность (данные собираются постоянно);
- диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
- научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
- обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).
Анализ результатов мониторинга
- Письмо МБУ «СЦОКО» от 15 июля 2020г. №01-13/294 «О результатах он-лайн анкетирования»
- Письмо МБУ «СЦОКО» от 30 декабря 2020г. №01-13/581 «О результатах он-лайн анкетирования»
- Аналитическая справка ООП ДО
- Аналитическая справка РППС
- Приказ по итогам проверки ПМПк 2020
- Статический анализ готовности первоклассников 2020
- Удовлетворенность населения СГО качеством предоставления образовательных услуг, 2021
- Удовлетворенность населения СГО качеством предоставления образовательных услуг, 2020
- Удовлетворенность населения СГО качеством предоставления образовательных услуг, 2019
Методическая работа на основе диагностики
Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.
Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.
Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.
Повышению квалификации воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.
Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.
Анализ деятельности детей разного возраста по образовательным областям
Оценка знаний, умений и навыков по образовательным областям осуществляется по уровням, которые определяются выставленными за каждый исследуемый критерий оценками:
- высокий уровень — 2 балла (все параметры малыш осваивает сам);
- средний — 1 балл (для выполнения заданий ребёнок прибегает к помощи педагога), что говорит о проблемах в развитии и незначительных сложностях в организации работы в группе;
- низкий уровень — 0 баллов (малыш сам с заданиями не справляется, или справляется лишь с некоторыми, помощь взрослого отвергает), то есть развитие малыша не соответствует возрасту, есть необходимость корректировать работу в группе по исследуемой образовательной области.
Ознакомиться с диагностическими картами для мониторинга по учебно-воспитательным областям для разных возрастных групп можно здесь.
Выводы и аналитическая справка по результатам мониторинга
Выводы по результатам мониторинга составляются на основании формулировок параметров диагностической карты в той или иной образовательной области и выставленных баллов. Если речь идёт об отдельном ребёнке, то баллы имеет смысл перечислять в числовом эквиваленте, а если обо всей группе, то результаты должны указываться в процентах. На основании выводов педагог формулирует аналитическую справку. Ниже указаны примеры составления аналитических справок:
- для первой младшей группы;
- для второй младшей группы;
- для средней группы;
- для старшей группы;
- для подготовительной группы.
Для составления аналитической справки важно выставить оценки за работу в каждой обрразовательной деятельности
Цели
— совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования;
— повышение качества содержания образовательной деятельности в ОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
— повышение качества образовательных условий в ОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
— совершенствованиекачества реализации адаптированных основных образовательных программ в ОО;
— совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
— обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
-повышение качества управления образовательной организацией.
Обоснованиецелей по направлениям:
— совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования обусловлена тем, что пункт 1.7. раздела I ФГОС ДО является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа). В разделе II ФГОС ДО определены требования к структуре Программы и ее объему. Определение соответствия Программы требованиям ФГОС ДО позволяет оценить полноту и системность организации образовательного процесса в ОО.
-повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) обусловлено требованиями пункта 2.6. раздела II ФГОС ДО. Оценка данного направления позволит судить о содержании образования детей по пяти образовательным областям (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению полноценного развития личности детей.
-повышение качества образовательных условий в ОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) обусловлена включением их (условий) во ФГОС ДО. Оценка данных направления позволит судить о реализации раздела III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и конкретизировать содержание управленческих решений по кадровой политике, по развитию методической службы, обеспечивающей совершенствование психолого-педагогических условий в ОО, по оснащению образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
-повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ОО обусловлена статьей 5 Закона об образовании и пунктом 1.3. разделаI требований ФГОС ДО. Оценка качества реализации адаптированных образовательных программ в ОО позволит прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению качественного дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей — инвалидов.
-совершенствование качества по взаимодействию с семьей обусловлена необходимостью выполнения статьи 44 Закона об образовании в РФ, пунктом 1.4. раздела I, пунктом 3.1. раздела III требований ФГОС ДО. Оценка данного направления позволит определить выполнение требований нормативных документов и разработать эффективные управленческие решения по созданию условий для совершенствования взаимодействия ОО с семьей.
-обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу обусловлена статьей 41 Закона об образовании, требованиями ФГОС ДО. Оценка условий по данному направлению позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в ОО.
-повышение качества управления в ОО обусловлена статьями 28, 30, 86, 90, 95, 97 Закона об образовании в РФ, требованиями ФГОС ДО. Оценка данного направления позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по повышению качества управления в ОО.
Получение информации
В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации
При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители
Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсуждения с администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.
При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга:
- сбор информации, фиксация текущих данных;
- учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.
Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:
- Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;
- Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;
- Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;
- Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.
Мониторинг воспитательно-образовательной деятельности
Мониторингом предусмотрен сбор и системный учет, обработка и анализ информации, касающейся организации и результатов воспитательно-образовательной деятельности, чтобы эффективно решать задачи управления качеством образования в ДОУ.
Каждый год проводят мониторинг качества образования (промежуточный – в конце календарного года, или итоговый – в конце учебного года), а также анализ деятельности учреждения, которые дают возможность четко выявить проблему и отследить перспективу развития.
К направлениям мониторинга можно отнести мониторинг:
- уровня физического и психического развития воспитанников;
- состояния здоровья воспитанников;
- адаптации вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
- готовности детей к школе;
- эмоционального благополучия воспитанников в ДОУ.
Замечание 2
Основными методами диагностики в ДОУ являются наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.
Например, к целям и задачам мониторинга здоровья и физического развития дошкольников относят:
- выработку модели оздоровительной работы в ДОУ;
- разработку модели эффективности данного типа деятельности, ориентированной на имеющиеся у учреждения силы и средства;
- выявление структуры отклонений физического состояния и здоровья детей каждой отдельной возрастной группы;
- составление паспорта здоровья и механизмов реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий в каждой возрастной группе, на основании полученных результатов.
В ДОУ постоянно отслеживают и анализируют результативность врачебного контроля состояния здоровья детей, проводят сравнительный анализ, выявляют позитивные и негативные тенденции, позволяя оптимизировать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей.
Меры, мероприятия
- Паспорт проекта Коммуникативная стратегия Педагог-родитель
- План управления проектом Коммуникативная стратегия Педагог-родитель
- Паспорт проекта Виртуальный консультационный центр Общаться с ребенком #Как
- План управления проектом Виртуальный консультационный центр Общаться с ребенком #Как
- Паспорта проекта Внедрение STEM-технологий в образовательную деятельность ДОО
- План управления проектом Внедрение STEM-технологий в образовательную деятельность ДОО
- Паспорта проекта Создание центров по формированию навыков ментального счета
- План управления проектом Создание центров по формированию навыков ментального счета
- Протокол совещания руководителей ДОО №12 от 10.12.2020
- Протокол совещания руководителей ДОО №04 от 23.04.2021
- Протокол совещания руководителей ДОО №01 от 19.01.2021
- Протокол совещания руководителей ДОО №03 от 16.07.2020
- Протокол совещания руководителей ДОО №01 от 04.02.2020