Оценка качества образования: csat, cdsat, ces, nps, cor и другие метрики

Мониторинг как предмет качества образовательного процесса — novaum.ru Мониторинг системы образования

Что означает качество образования?

Прежде чем говорить о механизме оценки качества образования, давайте разберемся, что же это за «зверь такой»: качество образования. Российское законодательство определяет это понятие как комплексную характеристику образовательной деятельности, которая отражает ее соответствие актуальным образовательным стандартам, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого ведется обучения, и целям обучения .

Как видно из определения, оно рассчитано преимущественно на людей взрослых и способных учиться осознанно, потому что у дошколят и младших школьников вряд ли есть какие-то свои собственные образовательные потребности и цели обучения, кроме тех, к которым их ведут педагоги и родители.

Тем не менее, определенные и вполне конкретные цели есть даже у такого простого базового обучения, как изучение букв и цифр, геометрических фигур и названий животных, оттенков разных цветов и различных природных явлений. Все это имеет своей целью постепенно адаптировать детей к жизни в обществе и освоению новых более сложных знаний.

Разница между учебой ребенка и взрослого в том, что для детей цели ставят педагоги, а взрослый человек уже в состоянии поставить эти цели сам. Впрочем, многие вполне повзрослевшие юноши и девушки умудряются до конца 5-го курса вуза так и не понять, зачем им знать так много скучных и неинтересных формул, вникать в теорию электрических цепей или нюансы античной историографии. Особенно, если они уже нацелились на карьеру обеспеченной домохозяйки либо создание собственного бизнеса, где диплом нужен исключительно для престижа, и то не везде.

Тут можно сказать, что не стоит подходить к образованию совсем уж утилитарно и мыслить с позиций монетизации каждого полученного байта информации. Высшее образование дает кругозор, учит учиться, формирует системное мышление, которое позволит потом освоить многие вещи в жизни, в которых возникнет необходимость.

Такой системный подход выручит во многих ситуациях, будь то стратегическое планирование в бизнесе или воспитание непослушных и капризных детей. Но вернемся собственно к нашей теме и остановимся на варианте, что качество образования – это:

  • Соответствие актуальным образовательным стандартам.
  • Соответствие потребностям и целям «заказчика» обучения.
  • Востребованность знаний.

Тут тоже можно найти множество нюансов, таких как отставание государственных учебных программ от актуальных потребностей общества, промышленности, науки, культуры, когда очень часто качество образования вузов России оставляет желать лучшего. К тому же у «заказчика» обучения, будь то государство или частная корпорация, не всегда есть четкое видение, чему именно нужно учить сегодня, чтобы человек мог успешно работать завтра.

И даже когда такое понимание существует по ситуации на сегодняшний день, совсем не факт, что полученные знания будут востребованы спустя короткое время. Как в таких неоднозначных и быстро меняющихся условиях измерять качество образования? Давайте разбираться.

Система оценки качества образования

Для начала скажем, что система оценки качества образования в традиционных учебных заведениях, таких как школа, вуз, колледж отличается от того, как идет мониторинг качества образования в структурах и заведениях дополнительного образования.

К дополнительному образованию можно отнести всевозможные курсы повышения квалификации, школы полезных профессий, частные творческие студии, корпоративное обучение, индивидуальное обучение различным знаниям и навыкам, начиная от йоги и восточных танцев и заканчивая психологией, интернет-маркетингом, парикмахерским искусством и прочими востребованными направлениями.

Притом, что любое учебное заведение (будь то общеобразовательная школа, вуз или курсы IT-профессий) ставит задачей повышение качества образования и востребованность своих выпускников, эффективность работы оценивается по-разному. Возьмем для примера метрики, которые используются государством для оценки эффективности вузов .

Критерии эффективности работы вузов в РФ:

  • Средний балл ЕГЭ у студентов дневной формы обучения.
  • Количество студентов из-за рубежа.
  • Количество проходящих обучение в магистратуре, аспирантуре, ординатуре (в медицинских вузах), интернатуре (в медицинских вузах).
  • Темпы роста дохода от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
  • Темпы роста поступлений средств от приносящей доход деятельности.
  • Наличие публикаций в системе Web of Science и частота их цитирования.

Отдельная тема – рейтинг качества образования в мире и рейтинг вузов России по качеству образования. Сам по себе факт «попадания» в общероссийский и тем более мировой рейтинг на значимые позиции для любого вуза считается почетным, повышающим престиж учебного заведения среди абитуриентов и их родителей. К слову, мировой рейтинг качества образования-2022, а также рейтинги по вузам Европы и США можно посмотреть здесь.

Ранее мы уже начали говорить, что любое базовое образование – это работа на перспективу, развитие кругозора и умения учиться, самостоятельно добывая необходимые знания. Эти параметры в определенной степени свойственны и краткосрочному обучению с той разницей, что в этом случае идет ориентировка на ближнюю перспективу и развитие конкретных навыков, нужных «здесь и сейчас».

Но, конечно же, даже самое краткосрочное обучение – это тоже всегда новые знания, которые могут пригодиться как в ближней, так и в отдаленной перспективе. И, конечно, развитие навыков самостоятельной работы, потому что даже в самую насыщенную лекцию невозможно вместить все знания обо всем, что может потребоваться специалисту того или иного профиля.

Для того, чтобы стать востребованным в своей профессии, любому специалисту придется учиться самостоятельно и вникать в нюансы, которые попросту невозможно «охватить» на курсах или в рамках программы онлайн-школы. Просто потому, что невозможно предвидеть во всех деталях, что именно потребуется выпускнику на рабочем месте в первую очередь.

Даже в такой сугубо прикладной деятельности, как парикмахерское искусство, может открыться масса нюансов, как только парикмахер приступит к самостоятельной практике

В зависимости от ряда факторов, включая микрорайон, где расположена парикмахерская, среди клиентов могут превалировать «золотая молодежь» и обеспеченные домохозяйки, желающие успеть за всеми трендами стрижки и покраски волос, либо же представители бизнес-кругов, силовых структур и местной администрации, для которых важно выглядеть респектабельно и «вписываться» в строгий дресс-код

Что можно сделать в области качества образования на курсах, семинарах, тренингах, онлайн-школах и везде, где людям дают необходимые дополнительные знания или новую профессию на коммерческой основе? С государственными учебными заведениями мы с вами уже разобрались, поэтому теперь посмотрим, как метрики применяются в дополнительном и коммерческом образовании.

Оцените статью