Оценка и анализ воспитательного процесса в дополнительном образовании: педагогический мониторинг и диагностика

Мониторинг системы образования

Слайд 3 Сегодня социальная ситуация выдвигает на

передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения. Такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее, качественное дополнительное образование. Вот почему вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость.

Слайд 13 Основные направления мониторинга в ТМУДО ЦДТ «Юность».

Основными направлениями мониторинга в Центре детского творчества являются: профессиональное мастерство педагогического коллектива, образовательный уровень воспитанников. Для направления «Профессиональное мастерство педагогического коллектива» определены следующие составляющие мониторинга: организационные условия работы творческого объединения, выполнение образовательной программы, качество преподавания и содержание воспитательной работы. Так, исследуя первые два параметра, результаты оформляются в виде справок, которые позволяют зафиксировать качественные показатели мониторинга. Оценивая направление «качество преподавания», применяется адаптированная для учреждений дополнительного образования экспертная карта анализа занятия (Приложение № 2). Эта форма является наглядной и удобной в работе, позволяющей увидеть в целом уровень проведенного занятия.

Зачем его проводят

Каковы цели и задачи мониторинга? Чтобы понять их, стоит вспомнить определение данного понятия.

Итак, собирая и анализируя информацию об усвояемости учениками знаний и наиболее эффективных методах преподавания, применяемых учителями, удается понять реальное состояние всей образовательной системы. Это и есть главная цель проведения мониторинга в школе.

Более того, собранные данные позволяют трезво оценивать успешность той или иной учебной стратегии и «подсказывают», в каком направлении нужно двигаться дальше. Также мониторинг способствует выявлению позитивных нововведений педагогов и их распространению среди других.

Важно не забывать, что, как и во всех других образовательных сферах, так и в этой всегда нужно соотносить все действия с Федеральным стандартом. Ведь полученные посредством правильного проведения мониторинга данные могут не только показать, насколько успешно воплощается в жизнь учебный идеал ФГОС, но и указать на недочеты в нем

Что особенно важно.

Для достижения вышеупомянутых целей в каждом учебном заведении формулируются собственные более мелкие, но зато четкие задачи. Это помогает наиболее качественно и полноценно проводить мониторинг в школе по ФГОС.

Ниже следует перечень подобных задач.

  • Разработка методик для сбора информации.
  • Непосредственно сам сбор.
  • Разработка компьютерной основы для сведения и обобщения, классификации и первичного анализа собранных сведений.
  • Обработка, корректировка и ввод полученной в результате мониторинга информации в систему.
  • Первичный анализ и классификация.
  • Выявление основных тенденций развития системы образования в школе, согласно требованиям ФГОС.
  • Прогнозирование, а также создание отчетов на основе собранных и проанализированных данных.
  • Выделение наиболее типичных признаков успеха/неуспеха организационно-управленческой деятельности в учебном заведении на основе данных.
  • Совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе.

На практике все вышеперечисленные цели и задачи основываются на трех компонентах.

  • Мониторинг профессиональной успешности каждого из их преподавателей по отдельности.
  • Мониторинг успешности каждого ученика по отдельности и всего класса в целом.
  • Мониторинг успешности административного аппарата учебного заведения. Последний компонент далеко не всегда выделяется, поскольку считается, что усвояемость программы учениками, в преимущественном большинстве, зависит от мастерства учителя. Однако это не всегда так. Ведь преподаватель — не робот, чтобы оставаться профессионалом, ему необходимо постоянно совершенствовать собственные знания и профессиональные умения, а для этого ему нужно время. Поэтому именно на администрации школы лежит ответственность за эффективную организацию учебного процесса так, чтобы у педагога оставалось время на самоподготовку и посещения различных семинаров и т. п.

Второй аспект, за который отвечает администрация — материально-техническое оснащение школы. И хотя это не главное в учебном процессе, согласитесь, применение плакатов, таблиц или видеоматериалов поможет лучше усвоить знания.

Исходя из этих аргументов, проведение полноценного мониторинга в школе невозможно без включения в сферу его интересов административно-управленческого аппарата.

Общая характеристика

Главное назначение мониторинга общего и дополнительного образования – информационное сопровождение государственной политики в сфере разных уровней обучения и науки. Постоянное наблюдение призвано решать следующие задачи:

  • непрерывный анализ качества образовательных процессов в стране;
  • оценка эффективности работы учебных заведений;
  • помощь в определении перспектив развития образования в стране;
  • повышение грамотности административных решений;
  • увеличение эффективности функционирования системы образования;
  • обнаружение нарушений законодательства.

Мониторинг – это многокомпонентная процедура, состоящая из взаимосвязанных элементов:

  • сбора сведений, их обработки, приведения в систематизированный вид для удобства работы;
  • аналитики полученной информации;
  • обеспечения хранения данных.

Структура мониторинга образования отражена на рисунке.

За проведение проверок отвечают министерства и ведомства, в компетенцию которых входит управление учебными заведениями:

  • Минпросвещения;
  • Рособрнадзор;
  • Минобрнауки;
  • Федеральные госорганы (Минздрав, Минкульт, Минобороны и т. п.), в подчинении которых находятся профильные образовательные организации;
  • исполнительные органы субъектов федерации;
  • органы местного самоуправления, которым подотчетны учебные заведения конкретного населенного пункта.

Они определяют порядок проведения, сроки и показатели мониторинга.

Основой для контроля учебных заведений служит информация, содержащаяся в разных источниках. К рассмотрению принимаются статистика, результаты социологических исследований, данные официальных сайтов организаций, публикации СМИ. Плюс к этому в мониторинг могут быть включены сведения, поступившие от юрлиц и простых граждан (чтобы источники такого рода были учтены, нужно официально направить обращения в исполнительные органы федеральной, региональной или местной власти).

Слайд 17 Аналогично проводятся замеры качества по

четвертому параметру, используя оценочный лист мероприятия (Приложение3). Оценив все данные, администрацией учреждения обрабатываются полученные данные, составляется обобщенная карта мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования учреждения. Результаты обсуждаются на педагогическом совете, совещаниях, заседаниях отдела, в индивидуальных беседах с педагогами. Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального уровня становится необходимым. Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.

Слайд 24 Нулевой

этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор воспитанников в учебные группы творческих объединений). Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения. Промежуточная диагностика проводится в январе. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

Слайд 33 Как видно, результаты образования разносторонни,

сложны и взаимосвязаны друг с другом. Эту взаимосвязь результатов образования и влияние на них мониторинга мы постарались уложить в простую схему, своеобразный цикл, отраженный в мониторинговой карте. Управление качеством образования и воспитания – проблема большая, требующая своего решения постоянно. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений управленческие позиции и показатели качества образования, тем не менее во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно увидеть четкий гарантированный результат. Прежде всего, он, наверное, в изменении позиции педагогов, их взглядов на педагогический мониторинг. Сегодня практически все педагоги считают педагогический мониторинг неотъемлемой частью образовательного процесса.

Слайд 25 Цель проведения итогового этапа

диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных программ. Итоговая аттестация проводится в апреле – мае. Формами ее проведения являются контрольные занятия, соревнования (спортивно-техническое направление), отчетные концерты (музыкальные творческие объединения), самостоятельная практическая работа, конкурсные и игровые программы, выставка работ. Проведение диагностики осуществляется администрацией, заведующими отделами, педагогами учреждения в форме тестирования, анкетирования, наблюдения. Мониторинг уровня воспитанности осуществляется с помощью компьютерной диагностики в разрезе объединения, Центра по следующим четырем методикам: удовлетворенность воспитанников отношениями в коллективе (Фридман Л.М.);удовлетворенность воспитанников образовательным процессом; уровень учебной мотивации; уровень воспитанности (Н.П.Капустина) (Анкеты в приложении №6). Анализ результатов диагностики осуществляется заместителем директора по УВР. Эти результаты, с выводами и предложениями, обсуждаются на МО, МС, итоговом педагогическом совете.

Оцените статью